Рейтинг темы:
  • 0 Голос(ов) - 0 в среднем
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Futaba или не Futaba?
#1
Очень часто видишь на просторах форумов непримиримые споры о том, какая аппаратура лучше, более помехоустойчивая, дальнобойная и т.д. Я попытался разобраться на хоббийном уровне в этом вопросе. Я летаю на передатчиках Futaba, поэтому многое буду переносить через опыт использования именно этой аппаратуры. Естественно, я не сам разбирался во всех перипетиях и тонкостях протоколов и разных частотно-амплитудных показаниях, мне помогал Эдуард Колесников, радиоинженер, специалист по постройке и эксплуатации БПЛА промышленного направления. С его разрешения, я выкладываю его объяснения на вопросы из нашего чата. Благодаря общению с Эдуардом, я закрыл все свои пробелы в знаниях касающихся эксплуатации аппаратуры.

Итак. Порассуждаем, в чем разница аппаратур Futaba, Jeti, FrSky, Graupner, Spektrum, Hitec? Чей протокол лучше, помехоустойчивей, и так далее. Я не буду писать о сложных технических характеристиках (я в этом не разбираюсь), копировать технические термины, а постараюсь на пальцах объяснить, «что и как»?

Основная задача передатчика - отправить зашифрованный сигнал на приемник модели, а приемника расшифровать его и выполнить команду, поступившую к исполнению. Вот как раз на стадии передача – прием возникают основные проблемы. Передается сигнал по разным частотам от одной до примерно пятидесяти. У Futaba FASST тридцать шесть частот, а у Spektrum DSMR всего две. Означает ли это, что Spektrum почти в двадцать раз хуже передает данные? Конечно же, нет. У Frsky в протоколе ACCST используется пятьдесят частот. Это не говорит о том, что их протокол лучше других. Ведь не только от протокола зависит надежность аппаратуры.

Очень много сопутствующих факторов, таких как: комплектующие, сборка, антенна передатчика и преемника, качество пайки и многое другое. Я не понимаю в радиодеталях, но я вижу, что качество сборки Futaba намного лучше, чем у простых китайских аппаратур. Мне их приходилось разбирать. А если учесть, что современный 3D пилотажный самолет 52 дюймов стоит в готовом виде примерно семьсот евро, и больше, то представьте стоимость модели 104 дюйма. А стоимость копии или реактивного самолета с турбиной может доходить до стоимости нового иностранного авто. В таком случае цена отказа аппаратуры очень велика.

Эдуард Написал:К примеру, в Futaba одна антенна, но полноценный диполь, причём реально хорошо настроенная. А вот на китайских поделках, там уж как повезёт, то и поставлено. Поэтому они, то летают, то падают, что не удивительно. На Spektrum немного лучше, но на любителя, всего двухканалки. Антенны в Jeti оказались самыми хламовскими, простейшими монополями, все четыре штуки. Что еще не нравится, у Jeti почему то четыре антенны в передатчике для основного диапазона 2,4, да. И всего 1 антенна для диапазона 900. И та только в горизонтальной поляризации, никак не сменяемая. Примерно, то же самое и у FrSky.

Современные аппаратуры имеют серьезные ограничения, их диапазон 2,4 ГГц, так же совпадает с Wi-Fi радио диапазоном передачи данных. И ограничение мощности по радиоизлучению, в 100 мВт. Но реальное значение около 50 мВт. Так же, часто существуют варианты аппаратур для Европы и для Америки. Что бы было понятна разница, для примера, мощность GSM сетей доходит до 2000 мВт.

История из жизни. Летают пилоты возле вышки GSM, ради интереса тестируют отказы аппаратур: Futaba, Jeti, FrSky, Graupner, Spektrum, Hitec, Powerbox Core. Ценовой диапазон аппаратур от пятнадцати, до трехсот тысяч! Напротив вышки отказывали все аппаратуры, кроме одной – Spektrum. У Spektrum самый помехоустойчивый протокол! Начали выяснять почему? Она оказалась "Американкой". У нее было самое мощное радиоизлучение или "А может просто две его частоты попали между гармониками от той станции. И чувствительности его приёмника хватило, что бы среди поднятых шумов продолжать слышать свой передатчик." - Объясняет Эдуард.
 
Эдуард Написал:…какую супер-пупер аппаратуру не возьми, она не сможет продаваться, если не будет отвечать простейшему требованию в ограничении мощности по радиоизлучению, в нищасные 0,1 Вт (то есть не более 100 мВт). Тут дело не в протоколе помехозащищённости как таковом, в котором фрагменты инфо-кадра передаются сразу на нескольких соседних частотах в одном узком диапазоне Wi-Fi (или 0,9ГГц). Тут дело в амплитудном уровне сигнала, а не в его составе из чего там импульскики сложены и по какому алгоритму обратно собираются в приёмничке.

При нищасных 100 мВт импульсной мощности (а в среднем Futaba 10 «дует» в эфир 36 мВт, лично замерял дорогущим, новым и калиброванным измерителем СВЧ мощности фирмы Anritsu). Как бы криптозащищённо не была та или иная аппаратурка, но когда к приёмнику в небе прилетает намного более громкий чужой сигнал, то приёмник попросту перестаёт слышать свой чахлый передатчик в ваших руках, глохнет от орущего шума в эфире, и вынужден отрабатывать Fail-Safe, по сути, прибрать газульку и морковкой в почву.

Вывод напрашивается только один. То есть, только значительным повышением выходной "копоти" с антенны, мы можем значительно повысить возможность бортового приёмничка продолжать слышать нас, когда прилетит громкая помеха.

Тут надо понимать, что тюнинг выходной мощности, это не полнейшая панацея от всего! Хотя да, шанс значительно повышается, но у всего есть свои пределы. Если, к примеру, на соревнованиях вас захотят свалить, то могут с рюкзака влупить адский передатчик белого шума с выходным усликом ватт на 100, с питанием от серьёзного аккума. Так ещё и направленной антенной станут излучать ровно на вашу модель в полёте. Тут уж извините, но против лома в 100 Ватт, вы своей монтировочкой в 1 ватт уже не совладаете. Ну а про заводскую спичиночку менее 100 милливатт, мы тут и не вспоминаем, потеряется тут же.

На этом принципе работает большинство систем РЭБ, и ручные противодронные "винтовки" с несколькими направленными антеннами вместо ствола - тому классический пример.

Вот, если кратко подвести итог всей информации выше, то при прочих равных условиях, искать причину отказа у «бренда» надо в эфире. А у китайской поделки можно искать и внутри. Но как показывает практика, основные причины отказов – соединения и расположение приемников внутри моделей, а попросту, человеческий фактор. Можно покупать что-то кроме Futaba? Конечно же, можно и нужно. Все зависит от ваших предпочтений и платежеспособности. Надеюсь теперь после того, как у всех вокруг упадут все самолеты с «брендовыми» пультами, а ваша старенькая FrSky с бустером уделает их все, вы сможете теперь понять, что стало причиной вашего триумфа.

И теперь вы знаете, что приехав на соревнования, где на поле и рядом будет включено несколько десятков передатчиков, у какой аппаратуры больше шансов не нарушить протоколы передачи. Та, у которой одна или две частоты для передачи сигнала или десяток, а то и весь спектр частот Wi-Fi использующихся для связи с приемником.
Ответ


Сообщения в этой теме
Futaba или не Futaba? - от Aiwan - 23.12.2021 11:19
RE: Futaba или не Futaba? - от Aiwan - 23.12.2021 11:22
RE: Futaba или не Futaba? - от Termik - 14.01.2023 21:05
RE: Futaba или не Futaba? - от Aiwan - 14.01.2023 23:18



Пользователи, просматривающие эту тему: 2 Гость(ей)